Новости

Форум в «Артеке» сформировал повестку дискуссии о будущем образования

29 сентября 2018 года завершился III Международный форум в «Артеке», который собрал более 1000 участников для обсуждения будущего образования.

«Форум, который ставит вопросы», – так назвал директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак прошедшее мероприятие. В центре дискуссий стоял вопрос о том, каким должно быть образование в постоянно меняющихся социально-экономических условиях в России и мире. Здесь ключевым вызовом участники форума называли тотальную цифровизацию, которая меняет не только общественную коммуникацию, но также саму роль знания: с ним начинает конкурировать способность нестандартно мыслить и быстро адаптироваться к новым процессам.

Главным результатом форума стал выход за традиционные рамки разговора об образовании, поскольку, по слова А. Каспржака, «изменить его в привычных рамках дискуссии невозможно – мы топчемся на месте»: «Для этого мы создали живую дискуссионную среду, в которой образование обсуждали не только педагоги и управленцы, а те, кто мыслит нестандартно, может приложить свой опыт из других сфер к образованию».

В первую очередь, к разговору были привлечены дети – как основные благополучатели образования. Директор «Артека» полагает, что «именно дети в силу своего нестандартного взгляда на мир помогут нам найти неожиданные решения самых сложных образовательных задач».

Участие артековцев в форуме не всеми участниками воспринималось однозначно: «Это было не очень привычно и не очень удобно для людей, работающих в образовании, поскольку в системе образования взрослые привыкли, что они все делают сами. Вместе с тем, парадоксальный взгляд детей, как правило, задавал новый тон привычным темам», – сказал А. Каспржак.

К примеру, в ходе телемоста участников форума с финалистами «Учителя года» горячую дискуссию вызвало не только традиционная тема ЕГЭ, но и целесообразность детей высказывать свое мнение по этому и другим академическим вопросам: курс «Артека» на диалог во «взрослых» вопросах был поддержан не всеми педагогами, хотя большинство выступило в его поддержку.

Вторым фактором оживления профессиональных дискуссий о будущем образования стало привлечение большого числа общественных и профессиональных категорий: «Образовательная отрасль сама не поменяется. Она должна опираться на внятный общественный запрос, и этот запрос формируется не внутри отрасли, а вовне», – пояснил Алексей Каспржак.

Именно поэтому на форуме говорили о глобальных трендах в области технологий: проектирование  образования отталкивалось от дискуссий о том, в каком мире предстоит жить нашей стране и обществу.

По словам директора «Артека», потребуется время, чтобы обобщить результаты работы форума, «но уже сейчас можно сказать, что наш эксперимент удался: градус обмена мнениями был очень высокий».

При этом директор детского центра призвал отказаться от непродуманных изменений:  «Развернуть систему образования на 180 градусов невозможно и не нужно, но необходимо внести новые образы в процесс обучения детей».

В качестве одного из векторов изменений на форуме обсуждался опыт «Артека» по обучению в школе без привычных предметных рамок: «Мы, например, рассказываем образовательному сообществу, что можно работать в режиме школы без предметов. И наглядно демонстрируем, как это происходит», – пояснил А. Каспржак. Артековские педагоги продемонстрировали на форуме межпредметные занятия в рамках собственной технологии сетевых образовательных модулей, показав тем самым, как вне рамок конкретных школьных предметов можно выполнять требования ФГОС.

В этой связи была акцентирована роль детских лагерей как гибкой площадки, открытой образовательному эксперименту. Заместитель директора «Артека» по методической работе Юрия Ээльмаа подчеркнул, что за прошедшее столетие поменялась структура семьи и ее роль в обществе, а вслед за ней и функция детских лагерей: «Если в индустриальном обществе первой половины прошлого века работающим родителям нужно было куда-то отправлять детей на время каникул, то детский лагерь будущего должен способствовать развитию в ребенке качеств человека XXI века». Но для этого, по словам Ю. Ээльмаа, он должен сам непрерывно развиваться: «История показывает: если система не рефлексирует, не ставит неудобные вопросы, она обречена, поэтому и для нашего профессионального сообщества настало время постановки сложных вопросов о путях дальнейшего развития в постоянно меняющихся условиях».

01.10.2018

На Форуме тематические партнеры «Артека» представили 96 образовательных программ на 2019 год

На III Международном АртекФоруме прошел конкурс тематических программ, которые планируются для реализации в МДЦ «Артек» в 2019 году. Представлено 96 проектов технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, художественной и социально-педагогической направленности. Среди конкурсантов – действующие партнеры «Артека», которые уже адаптировались к условиям детского центра, а также «новички» – новые образовательные программы составили 20% от представленных. Впервые партнерские предложения кроме жюри оценивали юные эксперты – артековцы.

Оценивала проекты конкурсная комиссия, в которую вошли специалисты детского цента, внешние профильные эксперты и артековцы, которые благодаря электронному голосованию сразу же давали обратную связь, отвечая на вопрос, хотели бы они участвовать в такой программе. «Этот конкурс нужен не только «Артеку», он важен на федеральном уровне, потому что позволяет скоординировать усилия различных организаций и ведомств в деле поддержки и развития будущего детей России», – считает внешний эксперт конкурса, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Виктор Голованов.

Название III Международного образовательного форума «Артек – столица будущего», и многие конкурсанты предлагали свое видение этого будущего. Так, НПО им. С. А. Лавочкина представил программу «Планетоход», где артековцы за 21 день соберут прототип настоящего планетохода, который ищет полезные ископаемые на других планетах. «Прямо в «Артеке» ребята смогут приобрести интереснейшую профессию будущего, – рассказывает Елена Ильичева, специалист отдела подготовки развития персонала НПО им. С. А. Лавочкина. – Наша программа не закончится с финалом смены. Все победители получат сертификат на целевое обучение в ведущих технических ВУЗах страны, а после учебы – гарантированное трудоустройство у нас, в ведущем ракетно-космическом предприятии России».

Комитет Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи предложил не только продлить действующие программы, но и предоставить ребятам новую уникальную возможность – полететь на воздушном шаре. «Планируется круглогодичный профильный отряд, где каждый день артековцы будут теоретически и практически учиться воздухоплаванию. Финалом программы будет настоящий полет с поддержкой опытного инструктора в районе Белой Скалы – это одно из самых красивых туристических мест Крыма, – говорит Геннадий Веретельников, менеджер программы по взаимодействию Комитета и МДЦ «Артек». – Каждый, кто взлетит на воздушном шаре, почувствует, что покорил стихию, поверит в себя и победит свои страхи. Это дорогой вид спорта, далеко не каждый ребенок может его попробовать, но «Артек» дает детям главное – возможность исполнить любую свою мечту».

А вот проект «SKILLFOLIO» поможет артековцам не только исполнить, но и понять свои мечты. Здесь ребята смогут разобраться в своих способностях и подобрать себе профессию будущего, получив обратную связь от выдающихся психологов. «Ребята будут анализировать тренды на профессии будущего, в виде квеста определять свои сильные ролевые профессиональные модели и, совместив это, четко поймут, куда им стремиться, – уверена представитель проекта Виктория Шиманская. – Эмоциональный интеллект, разные виды мышления, интеллектуальное сотрудничество, культурная компетентность – мы поможем ребятам во всем этом разобраться. Наша программа уже была успешно реализована в «Артеке» в пилотном режиме этой весной, и мы надеемся на ее продолжение, потому что именно «Артек» – то место, где в настоящем мы строим будущее!».

На протяжении всех трех дней АртекФорума работала выставка тематических партнеров, где каждый представил самые яркие элементы своих проектов. Творческие фестивали, спортивные состязания, разнообразие творческих и технических студий, детские медиа-проекты и мастер-классы от профессионалов – все это разнообразие олицетворяет то, каким будет «Артек» в 2019 году.

28.09.2018

Магистрантами вузов-партнеров стали 65 сотрудников «Артека». На Форуме им торжественно вручили студенческие билеты

Образовательный форум в «Артеке» в числе других участников ежегодно собирает представителей партнерских вузов. В завершающий день форума этого года они – уже по традиции – вручили студенческие билеты сотрудникам детского центра, поступившим на базовые кафедры в «Артеке».  В магистранты партнерских вузов посвящены 65 вожатых, воспитателей, психологов и педагогов. Они дистанционно получат образование в различных сферах без отрыва от работы в детском центре.

Первые базовые кафедры вузов-партнеров открылись в детском центре по итогам АртекФорума 2016 года. И если год назад партнерами «Артека» в деле подготовки квалифицированных кадров были 8 вузов, то в этом году их число возросло до 12. Сотрудничество Международного детского центра и университетов закономерно: совместные программы помогают формировать новые подходы в работе специалистов сферы детства. А для магистрантов детский центр становится не просто местом работы, но и местом профессионального роста.

Студенческие билеты артековцам вручили первый заместитель директора «Артека» Игорь Зобов, а также представители партнерских вузов. Это Новосибирский государственный педагогический университет, Пермский гуманитарно-педагогический университет, Московский городской педагогический университет, Калужский государственный университет им. К. Циолковского, Курский государственный университет, Российский государственный социальный университет, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В. Вернадского в г. Ялте, Крымский инженерно-педагогический университет, Мордовский государственный университет им. М. Евсевьева, Орловский государственный университет им. И. Тургенева, Таганрогский институт им. А. Чехова и Рязанский государственный университет им. С. Есенина.

«Мы регулярно присылаем в «Артек» наших профессоров для работы с магистрантами, не деля их на «своих» и «чужих», и высоко ценим тот практический опыт, который студенты получают здесь, – сказал по итогам церемонии посвящения в магистранты директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Александр Савенков. – Я надеюсь, что из них вырастет новая плеяда педагогов, в том числе преподавателей нашего университета. Их  опыт работы в таком мощном центре, как «Артек», прекрасно к этому располагает».

Воспитатель детского лагеря «Морской» Петр Летягин приехал работать в «Артек» в 2016 году из Калуги, будучи бакалавром психологии. Продолжить свое образование он решил в Новосибирском государственном педагогическом университете. «Я выбрал направление «Менеджмент в сфере детского отдыха и оздоровления», считаю его перспективным и планирую связать себя именно с этой сферой, – поделился он. – На Форуме я участвовал в дискуссиях с магистрантами других вузов и еще раз удостоверился, что сделал правильный выбор».

Первые выпускники базовых кафедр «Артека» получат свои дипломы уже ближайшей весной.

28.09.2018

Участники АртекФорума прошли «Школу тьюторов»

В рамках III Международного образовательного форума в «Артеке» завершила работу «Школа тьюторов». Педагоги на практике освоили главные инструменты тьюторского сопровождения. В этом им помогли эксперты Межрегиональной тьюторской ассоциации.

В конце 1980-х философ и методолог Георгий Щедровицкий обсуждал с вожатыми в «Артеке» необходимость нового типа профессиональной деятельности педагогов. В поиске новых технологий было решено изучить опыт Оксфорда и Кембриджа. Именно из Англии пришла в Россию идея тьюторства, и, как отмечает директор Института инноваций в образовании Томского госуниверситета Елена Суханова, на протяжении 30 лет педагоги убеждаются, что этот подход работает. Но лишь в последние годы о тьюторстве в нашей стране заговорили как о профессии, и появились первые профессиональные стандарты.

За три дня форума участники «Школы тьюторов» погрузились в основы новой профессии: познакомились с принципами индивидуального сопровождения школьников, обсудили, в каких ситуациях они особо продуктивны, и даже пробовали себя в качестве аналитиков качества тьюторской работы.

По мнению экспертов, «Артек» имеет колоссальные возможности для реализации краткосрочных тьюторских программ. В детском лагере ребенок оказывается в новой, открытой среде. Коллектив сверстников из разных регионов, школа с иным типом преподавания, насыщенная атмосфера – все это позволяет показать человеку, что мир шире, а возможностей больше, чем ему могло казаться.

Своим видением развития тьюторства в России поделилась руководитель магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» Московского городского педагогического университета Татьяна Ковалева: «Мераб Мамардашвили дал самое короткое определение человека: «Человек – это принципиальная возможность». И эту возможность нам важно не потерять. Весь разговор о тьюторстве идет через этот ценностной фильтр. Никогда не было такого предельного вопроса для педагогики, но в современном мире он должен обозначиться: кто вы? Если вы классический педагог, вводите детей в глубинный мир предметной культуры – истории, математики, литературы. Думаю, в новом веке такие учителя останутся. Но параллельно возникает другая плеяда – образовательные навигаторы, современные педагоги. Это люди, которые будут помогать ребенку построить свою траекторию в образовании и управлять им, лучше понимая себя».

Участники «Школы тьюторов» построили карту своих возможностей в освоении новой профессии. 53 человека по результатам работы получили сертификаты от Межрегиональной тьюторской ассоциации.

28.09.2018

На АртекФоруме подвели итоги летней оздоровительной кампании 2018 года

На АртекФоруме прошло пленарное совещание по итогам летней оздоровительной кампании 2018 года. С докладами выступили представители Министерства просвещения, Следственного комитета, аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, МЧС, МВД, Роспотребнадзора и Генпрокуратуры. Для профессионалов сферы детского отдыха из различных регионов России форум в «Артеке» – это еще одна возможность обсудить вопросы обеспечения безопасности в организациях детского отдыха и оздоровления, а также посмотреть, что можно сделать в течение зимнего периода для того, чтобы учесть какие-то вещи при подготовке оздоровительной кампании следующего года.

От Министерства просвещения с докладом выступил Игорь Михеев, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха. Подводя итоги летней оздоровительной кампании 2018 года, он подчеркнул, работа по урегулированию данной сферы деятельности, в том числе в части безопасности детей, для Министерства просвещения является приоритетной. Игорь Анатольевич отметил: «За период летней оздоровительной кампании 2018 года на отдых были направлены 5 миллионов 617 тысяч детей, что на 326 тыс. детей больше, чем за аналогичный период прошлого года. С одной стороны, нас эта цифра радует, но в целом это не тот показатель, которым стоит довольствоваться».

По словам директора Департамента, отдельное внимание ведомство уделяет детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и детям, которые состоят на различных видах профилактического учета. «В летний период текущего года, по информации субъектов, на оздоровительные компании было направлено 1 млн. 653 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это показатель на 209 тыс. детей больше по сравнению с показателем предыдущего года. Кроме того, в организации отдыха направлено 138,5 тысяч несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета в органах учреждений системы профилактики»,  рассказал Игорь Михеев.

Обозначил проблемы и рассказал о проводимой работе в рамках летней оздоровительной кампании представитель Министерства внутренних дел России Станислав Колесник. Он также заметил, что проверки детских учреждений проводятся ежегодно, и «Артек» не стал исключением: «Дела у «Артека» становятся из года в год лучше. Сейчас завершается периметральное ограждение – остался только небольшой участок, который находится в том месте, где нет массового прохода. А на время его завершения обеспечены режимные мероприятия, чтобы исключить доступ посторонних лиц. Продолжает свою работу здесь пункт полиции, также работает Росгвардия, с которой мы тесно взаимодействуем по обеспечению безопасности детей. Проводятся все необходимые мероприятия, достаточно активно ведется профилактическая работа как с детьми, которые здесь находятся, так и с воспитателями. Большой спектр работы проводится для того, чтобы пребывание детей здесь было безопасным, а работа сотрудников – эффективной».

С докладом на совещании выступил Сергей Дмитриев, заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы Министерства чрезвычайных ситуаций. Он отметил, что «работа по подготовке детской оздоровительной кампании в МЧС России носит системный характер, а объем наших мероприятий из года в год понятен». Заместитель директора Департамента также подчеркнул: «В «Артеке» ведется большая профилактическая работа, мы оцениваем работу здесь как положительную».

После основных выступлений работа совещания продолжилась в формате «вопрос-ответ». Представители ведомств вместе с профессионалами сферы детского отдыха из различных регионов России выстраивали политику, чтобы система летнего отдыха функционировала по четким и прозрачным правилам.

28.09.2018

Открытый диалог с известным педагогом Евгением Ямбургом

Почетным участником и экспертом АртекФорума второй год стал известный российский педагог, заслуженный учитель РФ, директор Центра образования № 109 г. Москвы Евгений Ямбург. Во второй день Форума он провел открытую встречу со специалистами образовательной среды, на которой поделился собственным пониманием особенностей работы современного учителя.

«Я на «АртекФоруме» выступаю второй раз, потому что уверен – профессиональное общение для педагога жизненно необходимо. Это обмен опытом, знаниями, этакая «циркуляция крови» в педагогической среде, – считает Евгений Александрович. – И мне импонирует, что я приехал в «Артек» в волонтерскую смену, которая называется «Добрая воля Артека». Эта тема мне очень близка, потому что я в том числе работаю с больными детьми. Им нужны волонтеры, которых воспитывает сейчас «Артек», – те, кто понимает, как именно помогать людям, как вселять в них оптимизм».

Диалог с Евгением Ямбургом сразу же стал чем-то большим, чем профессиональная лекция, скорее это был разговор о разных гранях педагогической работы. Спикер на своем опыте рассказал и о сложностях работы учителя в школе при больнице, и о том, как придумать и организовать незабываемый выпускной праздник. Педагоги обсуждали, что такое одаренность, какие проблемы ждут подрастающее поколение, что является главным в работе педагога XXI века.

Так, Евгений Александрович высказал мнение, что важнее всего не технологии обучения, а морально-нравственные качества педагога, которые он в свою очередь передает детям. «Школа – место, где сходятся дети разных национальностей, разных вероисповеданий, поэтому это идеальное место, чтобы учить их диалогу. Мы должны учить детей внутренней свободе, ответственности, иначе наше общество ждут тяжелые испытания», – считает педагог.

Темой личных качеств учителя была пропитана вся педагогическая встреча. Евгений Александрович уверен: хороший преподаватель остается таковым, невзирая на скромную материальную базу и вне зависимости от современных технологий. «Дело не в возможностях и деньгах, дело в головах. Впрочем, как всегда», – подвел итог заслуженный учитель России.

На встрече с Евгением Ямбургом собрались профессионалы из более чем 20 регионов России. «Для меня «АртекФорум» – это возможность встретиться с единомышленниками и «подзарядиться» той уникальной атмосферой, которая есть только в «Артеке», – признается директор школы-интерната имени И.Е. Егорова (Самарская область) Елена Попова. –  Когда в 2012 году я стала одним из победителей конкурса «Директор школы», Евгений Александрович был в составе жюри и задавал мне вопросы. С ним всегда интересно общаться: он высказывает ценные мысли и при этом говорит понятно и демократично».

 

28.09.2018

Артековцы хотят, чтобы детские лагеря развивали качества человека XXI века

Модуль АртекФорума «В какой детский лагерь ребенок поедет завтра?» собрал на одной площадке как профессионалов сферы детского отдыха, так и собственно детей – артековцев 11 смены. Спикеры очертили круг институциональных проблем дополнительного образования, а затем совместно с артековцами искали варианты ответов на вызовы, стоящие сегодня перед детскими лагерями.

Участники попытались рассмотреть тему детского отдыха под разными углами. Так, генеральный директор ООО «Инкэмп.ру» Елена Рыженкова представила результаты исследования причин отказа от отдыха в детских лагерях. В России 16 млн детей школьного возраста, рассказала она, но лишь около 4,5 млн из них (27%) ездят в лагеря, и зачастую дело заключается в нежелании родителей. Елена Рыженкова выделила причины, по которым они предпочитают другие формы детского досуга, и особо подчеркнула, что через все исследование красной нитью проходит тема доверия: родители хотят понимать, в чьи руки они отдают своего ребенка. Также, отметила она, в родительской среде высок запрос на харизматичных педагогов и вожатых, способных заинтересовать детей и вовлечь их в новые виды деятельности. Поэтому среди рекомендаций по итогам исследования – повышение открытости лагерей в части представления персонала, а также учет особенностей и потребностей «цифрового ребенка».

Доцент кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета Андрей Данилков более 20 лет исследует сферу дополнительного образования и является автором ряда практических программ по работе с детьми. В своем выступлении он представил детский лагерь как комплексный социокультурный феномен. По его оценке, среди почти 2400 детских лагерей страны лишь 5-7% находятся в ситуации устойчивого развития. «Настал критический момент, когда детские лагеря не могут продолжать существовать в том виде, в котором они есть сегодня, – отметил спикер. – На смену им приходят лагеря, которые задают новые векторы развития, устраивая тематические смены и собирая детей по интересам». Сфера детского отдыха стремительно специализируется, подчеркнул он, и факторы успеха лагеря – поиск своей ниши, разнообразие событий в течение смены и непрерывное развитие, основанное на обратной связи от воспитанников и их родителей.

В своих выступлениях участники дискуссии также постоянно обращались к детям за обратной связью. Так, артековцы, выступившие в роли экспертов, поддержали идеи разнообразия программ детских лагерей – и по продолжительности смен, и по их содержанию. «Если внимание человека сосредоточено на чем-то важном для него, это не значит, что не нужно развиваться в других областях, – такое мнение высказала артековка Татьяна Сизова из Тюмени. – Например, я очень люблю рисовать, но интересуюсь и другими вещами. Возможно, первые пару дней смены можно уделить творчеству, следующие несколько дней – спорту, затем – изучать программирование». Дети также активно включились в обсуждение роли гаджетов и интернета в детском лагере. В частности, разделились их мнения о том, за каким типом лагеря будущее: тем, где активно «живет» интернет, или тем, где он в качестве «гостя»? Очевидно, здесь тоже необходимо сосуществование различных подходов, чтобы у детей и их родителей была возможность выбирать подходящий для себя формат.

Своего рода подведением итога обсуждению стало выступление заместителя директора «Артека» по методической работе Юрия Ээльмаа. Он подчеркнул, что за прошедшее столетие поменялась структура семьи и ее роль в обществе, а вслед за ней – и функция детских лагерей. Если в индустриальном обществе первой половины прошлого века работающим родителям нужно было куда-то «девать детей» на время каникул, то детский лагерь будущего должен способствовать развитию в ребенке качеств человека XXI века – а для этого он сам должен непрерывно развиваться. «История показывает: если система не рефлексирует, не ставит неудобные вопросы, она обречена, поэтому и для нашего профессионального сообщества настало время постановки сложных вопросов о путях дальнейшего развития в постоянно меняющихся условиях», – подытожил он итог дискуссии.

По отзывам участников Форума, актуальность темы путей развития сферы детского отдыха сложно переоценить. «Сегодняшние выступления подтверждают те позиции, на которых стоит наш проект и я лично: детский лагерь — это прежде всего содержание, и зависит оно от кадров, – считает Кирилл Лебедев, руководитель «Лагеря навыка», площадки которого действуют в разных регионах России и Беларуси. – Действительно, лагерей с уникальными программами и кадровым составом мало, и мы стараемся держаться среди них. Грамотно выстраивать работу помогают обратная связь и статистика, и в этом плане интересны и полезны данные, которые представила Елена Рыженкова. Мы уже второй раз участвуем в АртекФоруме, ведь он не просто помогает наладить профессиональные контакты с лидерами и экспертами отрасли, но и задает ориентиры в повседневной работе».

28.09.2018

На АртекФоруме представили исследование цифровой грамотности детей

В рамках III Международного образовательного Форума в «Артеке» представлено уникальное исследование цифровой грамотности поколения Z «Дети и технологии». Совместный исследовательский спецпроект провели тематические партнеры «Артека» QIWI (КИВИ Банк (АО), Агентство стратегических инициатив (АСИ), а также Аналитический центр НАФИ. Комплексное исследование такого рода проведено в стране впервые.

Актуальность исследования состоит в оценке базового уровня цифровой грамотности подростков 14-17 лет, который является одним из главных драйверов внедрения новых технологий в образовании. Полученные данные позволят эффективно проектировать программы развития digital-компетенций, воспитывать профессионалов, соответствующих запросам цифровизации отечественной и глобальной экономики.

QIWI, НАФИ и АСИ объединили усилия и смогли измерить индекс цифровой грамотности поколения Z, который включает в себя пять компонентов: компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, отношение к технологиям и инновациям.

 «Цифровая грамотность – один из таких навыков, которому не учат в школе, но которому учат разные частные школы и проекты, – отмечает  Светлана Решетникова, руководитель проекта департамента развития новых форм образования АСИ. – Исследование важно для нас. Мы хотим увидеть дефициты, которые существуют в этом направлении у детей и взрослых, чтобы понимать, в каком направлении выстраивать стратегию развития образования, какие проекты поддерживать, на чем сделать акцент, чтобы эти дефициты закрыть, чтобы дети выросли и стали успешными людьми, чтобы они понимали, как жить в цифровом пространстве. От этого нам уже не уйти: как бы мы ни хотели остаться в бумажном дневнике, этого уже не получится».

Рассказывая об исследовании, Елена Луценко, руководитель образовательных программ КИВИ банка, также подчеркнула: «Цифровая грамотность включает в себя умение разбираться в цифровых технологиях, умение общаться в социальных сетях в цифровой среде, и если мы возьмем макроуровень, то от этого вообще зависит стабильность в государстве и переход на цифровую экономику. Именно этим ребятам в ближайшее время предстоит стать частью общества как раз нового, современного, где будет развиваться цифровая экономика. От этого зависит их конкурентоспособность. Если ты ничем этим не владеешь, то тебе, наверное, будет сложно найти свое место и интегрироваться в новые условия».

Среди результатов, которые поразили экспертов, – то, что цифровая грамотность у детей выше, чем у взрослых. Дети, родившиеся в цифровую эпоху, с гаджетами на «ты» и очень легко во всем ориентируются. Тем не менее, по словам Елены Луценко, много нюансов говорит о том, что у них много слабых мест: «Они плохо различают реальную среду и цифровую, они с легкостью выкладывают и делятся информацией, которая является персональной, они вступают во взаимоотношения с незнакомцами. Они оставляют цифровые следы, не задумываясь о последствиях. И очень многие, несмотря на то, что пользуются гаджетами, не знают, например, какие есть операционные программы, что же там внутри их телефона или компьютера».

Активное участие в диалоге приняли и сами ребята. Артековцы рассказали, какая информация находит у них отклик, в чем они чувствуют себя более уверенными, как получают информацию и с ее помощью учатся.

 «Я очень много времени уделяю учебе, поэтому на гаджеты у меня уходит полтора часа в день, – поделилась Анастасия Линец из Иваново. – Это время я трачу на подготовку к занятиям. Сейчас невозможно  учиться без гаджетов, потому что многие задания направлены на использование интернета: делать презентации, использовать информацию, которую не дают на уроках. Уверена: будущее – за информационными технологиями, и цифровая грамотность нам просто необходима».

28.09.2018

Дискуссия на Форуме: гаджет в школе: забрать нельзя, использовать?

Как должна выглядеть школа будущего? Какова в ней роль учителя и ученика? И что нового в новых образовательных технологиях? Эти вопросы артековцы обсудили с экспертами III Международного форума «Артек – столица будущего» Екатериной Латыповой, Натальей Андреевой, Татьяной Ковалевой и Ольгой Брыксиной. Модератором дискуссии стал директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург.

Задавая тон дискусии, Евгений Ямбург поделился историей из жизни: «Знакомый директор школы в Алтайском крае рассказывает: пришли первоклассники, которые еще не умеют читать и писать. Но попали в класс информатики и сразу нашли нужные кнопки! Для современного поколения пользоваться гаджетами так же естественно, как дышать воздухом. Как вы думаете, это только плюс или есть минусы?»

Вопрос адресовали в первую очередь школьникам, и мнения артековцев разделились. Нашлись те, кто до сих пор пользуется кнопочным телефоном, учится по учебникам, а свободное время уделяет спорту и творчеству. Но большинство все же отметили, что смартфон, ноутбук, планшет могут быть полезны в учебе для поиска информации, фиксации данных, наблюдений и замеров. С этой позицией согласились и эксперты. Они добавили, что технологии становятся просто незаменимы, когда речь идет об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

При этом педагоги отметили, что современные образовательные технологии – это не только девайсы. Важна методологическая поддержка, формирование навыков, не привязанных к компьютеру, воспитание активных граждан. Так дискуссия вышла на тему дисциплины в школе. Нужна ли она? Принципиальную позицию высказала руководитель магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» МГПУ Татьяна Ковалева: «Я считаю, что век внешней дисциплины закончился. В современном мире дисциплинарные вещи должны рождаться в процессе согласования – собрались и договорились. Задавая дисциплину извне, мы задаем рамки, из которых человек, может быть, по жизни не сможет выбраться. Нельзя человека «пригвождать» к чему-то – нормы меняются, профессии исчезают и появляются, технологии обновляются».

Как в таком случае меняются отношения учителя и ученика в школе будущего? Они становятся партнерами, считает заведующая кафедрой информационно-коммуникационных технологий в образовании Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Ольга Брыксина. «У нас потрясающие дети, у них есть свое суждение о том, что они видят. Но, к сожалению, мы мало делегируем им ответственности, – отметила она. – А ведь будущее, которое мы с вами строим, это их жизнь. Говоря о том, что нового в новых образовательных технологиях, я бы хотела отметить новую содержательную роль учителя. Он больше не транслятор знания – он тьютор, менеджер. Но, уважаемые дети, многое зависит и от вас. Мы видим в вас партнеров, а вы должны видеть партнеров в нас».

Участники дискуссии пришли к выводу, что трансформация сферы образования неизбежна, а технологии имеют огромный потенциал применения в школе. Но важно понимать: не человек создан для технологий, а технологии для человека.

28.09.2018

В рамках Форума Проектный офис «Артека» представил новый подход к созданию смен

Проектный офис в «Артеке» появился с начала 2018 года. Опытные управленцы работают в поиске ответов на вопросы: какова цель именно этой, конкретной смены, и какие ощущения или знания ее участник обязательно должен увезти с собой? Новый подход к проектированию смен в детском лагере представили на АртекФоруме.

Представители проектного офиса Наталья Царькова, Люция Файзиева, Юрий Кравченко и Сергей Кобильченко поделились с коллегами принципами отбора содержания и построения программ тематических смен. Они отметили роль совета смены в проектировании, а также рассказали новых форматах деятельности детского лагеря.

Особый интерес аудитории вызвала идея, что смысловым стержнем каждой артековской смены теперь становится та или иная книга. Это может быть русский или зарубежный автор, высказывающий жизненные ценности и ориентиры, которые разделяет «Артек». Каждый ребенок получает книгу смены в подарок. Дети ее цитируют, ставят по ней спектакли, проводят игры. Так артековцы знакомятся с лучшими произведениями детской литературы. Авторы идеи считают, что новый подход позволяет делать каждую смену более содержательной.

«Сейчас многие педагоги бьются над тем, как сделать чтение полезной привычкой детей. Может быть, вот так – через книгу, которая полюбится. Которую мы прочитаем вместе с ребенком. По которой поставим спектакль. Мы видим высокий уровень интереса к тому, о чем говорили. Значит, это востребованная информация! – рассказала Наталья Царькова.

Участники мастер-класса отметили, что, воплощая новый подход, «Артек» дает возможность детям формировать «практический интеллект», который необходим для жизни. «Я впервые встретила педагогов, которые говорят о смене, как о целостной программе, которая управляется с момента зарождения до получения результата, – поделилась Лариса Ткачева из Свердловской области. – Из опыта работы в региональном центре, который координирует деятельность 73 загородных и тысячи школьных лагерей, вижу проблему. Часто человеческий ресурс в лагере уходит на формальное складывание «тематических дней». И если не будет идеи, о которой коллеги сегодня говорили, ребенок в лагере будет приходить на «раздатку», которая не даст ему уважения к себе. И еще важно: такой подход дает возможность персоналу развиваться вместе с детьми. Предполагаю большой интерес к технологии. Люди будут стремиться в «Артек», чтобы познакомиться с ней, и будут те, кто скажет: «Научите!»

Руководители программ тематических смен отметили, что им важно было получить от коллег на форуме обратную связь – это позволит совершенствовать новые артековские технологии. В частности, прозвучала идея, как включить в проектирование всех сотрудников «Артека», и, возможно, в одну из смен проектный офис проведет эксперимент.

27.09.2018

«Артек» связался телемостом с финалистами «Учителя года – 2018»

«Понимающий, добрый, поддерживающий, неравнодушный, компетентный, справедливый, внимательный, жертвенный, умеющий заинтересовать, лояльный» – таким описали идеального учителя артековцы в ходе телемоста с финалистами конкурса «Учитель года – 2018». Телемост прошел 27 сентября 2018 года в рамках III Международного Форума в «Артеке» и связал артековский Дворец «Суук-Су» с Академической гимназией №56 г. Санкт-Петербурга, на площадке которой проходят в эти дни соревнования лучших учителей страны.

По мнению же самих учителей, идеальный представитель их профессии – человек здоровый, стрессоустойчивый, любопытный, счастливый, творческий, читающий, прощающий и вдохновляющий. А идеального ученика описал учитель истории, обществознания и права Чингис Сангаджиев (Республика Калмыкия): «Это любопытный ученик, который задает вопросы учителю, ведь вопросы – это основа обучения».

Телемост символично соединил представителей учительской корпорации с артековцами, впервые участвующими в АртекФоруме в качестве полноправных участников дискуссий о будущем образования. Как сказал директор «Артека» Алексей Каспржак, дети – главные участники образовательного процесса, а значит, их мнение должно звучать. «Думаю, именно дети в силу своего нестандартного взгляда на мир помогут нам найти неожиданные решения самых сложных образовательных задач», – добавил он.

На вопрос петербуржской студии о характере диалога с детьми на форуме  «легко ли идет обсуждение?»,  директор «Артека» Алексей Каспржак ответил: «Я бы соврал, если бы сказал, что это удобно и привычно для наших гостей - людей, работающих в образовании. Потому что в системе образования взрослые привыкли, что они все делают. Но в «Артеке» главные – дети, а мы им помогаем. Нам это привычно».

На самом телемосте дискуссия с артековцами о будущем образования развернулась горячая. Ребята в своих вопросах, наряду с осмыслением отношений Учителя и Ученика, коснулись практической повестки, с которой им предстоит столкнуться в ближайшее время: смартфоны в школе, ЕГЭ, выбор приоритетных предметов.

О смартфонах высказался учитель истории и обществознания Алексей Вериногов(Калининградская  обл.): «С точки зрения преподавателя, телефон нужно использовать для обучения: и для подготовки к экзаменам, и для учебного процесса. Он нужен школе».

Легендарный педагог, народный учитель России Майя Пильдес высказалась за то, чтобы ребята учились без оглядки на экзамены: «Сдавать нужно только русский и математику как обязательный предмет, все остальные нужно сдавать в том формате, в котором они определены сейчас – если они нужны для поступления в вуз. Для получения аттестата достаточно сдать русский и математику. Никакие другие предметы не надо учить для экзамена! Их учить надо не для экзамена, а для жизни, образования, повышения своего уровня».

Чингис Сангаджиев добавил, что дети и так сейчас перегружены, и добавлять ЕГЭ по истории будет неверно: «Я бы предложил, чтобы депутаты сами сдали экзамен по истории, а потом требовали бы это от детей». 

28 и 29 сентября артековцы продолжат свое участие в дискуссиях о будущем образования  в ходе III Международного Форума в «Артеке». Его главную тему определяет ребенок и его место в будущем мире: «Поколение Z: Как будущим взрослым строить настоящее будущее?». Форум проходит в обновленном формате и под новым названием «Столица будущего», объединив в повестке вопросы, связанные не только с развитием образования, но и социально-экономическим проектированием в целом. Участниками форума стали более тысячи гостей из российских регионов, а также гости из-за рубежа, включая Китай, Монголию и европейские страны.

27.09.2018

Как должна выглядеть школа будущего? Какова в ней роль учителя и ученика? И что нового в новых образовательных технологиях?

Сегодня, 27 сентября 2018 года в «Артеке» открылся III Международный образовательный форум. Торжественная церемония открытия прошла на Центральном стадионе с участием 3 тысяч детей начавшейся смены «Добрая воля «Артека» и более чем тысячи гостей, прибывших из различных регионов страны.

Основной идеей церемонии стал призыв к совместному строительству будущего, в котором технологии помогают человеку в познании и творчестве. Машины и гигантские трансформеры соседствовали в шоу с хрупкими детскими образами, что олицетворяло характер вызовов, на которые предстоит искать ответы участникам форума.

Восторг участников церемонии вызвало выступление Краснознаменного ансамбля Черноморского флота и духового оркестра Филиала Нахимовского военно-морского училища г. Севастополя. Кульминацией приветствия черноморцев стал торжественный проход военных вертолетов, символично салютовавших в честь собравшихся.

В ходе церемонии открытия форума был запущен обратный отсчет до 100-летия «Артека», которое будет отмечаться в 2025 году. Юбилейные часы, согласно олимпийской традиции, были заведены за 7 лет до знаменательного события представителями всех лагерей «Артека».

Форум открыли директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак, летчик-космонавт Александр Калери и заместитель главнокомандующего ВМФ России Олег Макаревич.

Алексей Каспржак обратился с приветствием к детям, подчеркнув, что артековцы впервые стали полноправными участниками форума, наравне со взрослыми профессионалами: «Мы решили пригласить на форум тех, кто на самом деле может придумать что-то новое – детей. Я надеюсь, что у нас получится, наверное, самое важное, что требуется человеку – фантазировать, представлять что-то новое вне зависимости от того, что есть в нашем жизненном опыте, в опыте родителей, в памяти и истории», – отметил директор детского центра.  

Гости же пожелали артековцам «уважать прошлое, любить настоящее и быть готовыми сделать будущее еще лучше».

III Международный образовательный форум в «Артеке» продолжит свою работу до 29 сентября. Ребенок и его место в будущем, влияние технологий и рынка труда на образование и общественную жизнь – эти и другие вопросы будут обсуждаться на мероприятии в рамках общей тематики: «Поколение Z: Как будущим взрослым строить настоящее будущее?».

27.09.2018

Артековцы обсудили с экспертами влияние современных технологий на мир

На III Международном образовательном форуме в «Артеке» прошла дискуссия «Как технологии меняют наш мир уже сейчас?» Спикерами выступили специалисты в различных научных областях – представители СПбГУ, МГУ, Курчатовского института и «Роскосмоса». Активными участниками стали артековцы – победители российских и международных научных соревнований.

Какие кажущиеся невероятными технологии станут обыденностью через 10-15 лет? Несет ли развитие современных технологий опасность для человечества? Стоит ли запрещать гаджеты в школах? На эти непростые вопросы взрослые участники дискуссии искали ответы вместе детьми.

Так, заместитель директора по молодежной научной политике ФНИЦ НИЦ «Курчатовский институт» Никита Марченков рассказал о технологиях будущего, которые уже разрабатываются в «Курчатовском институте». Среди них природоподобные технологии, которые будут существовать в гармонии  с окружающим миром. Тему продолжил летчик-космонавт Александр Калери – его выступление было посвящено будущему космической отрасли. Доктор химических наук, профессор МГУ Алексей Бобровский представил слушателям историю открытия жидких кристаллов, рассказал об  их применении в производстве современных гаджетов и о том, для каких новых изобретений их будут использовать в дальнейшем.

После выступлений спикеров свое мнение о влияний технологического прогресса в современном мире высказали артековцы. «Я хочу, чтобы науку активно пропагандировали среди молодежи. Чтобы школьники стремились стать учеными, хотели двигать науку вперед, – делится юный эксперт из Красноярского края Святослав Мельников. – Потому что нас в ближайшем будущем  ждут глобальные проблемы, и уже сейчас необходимо искать их решения».

Артековцы отметили, что благодаря изобретению интернета людям стало легче общаться друг с другом, узнавать новую информацию, но одновременно появилась проблема зависимости от гаджетов. Юные и взрослые эксперты сошлись в едином мнении – развитие технологий, безусловно, полезно для человека, но только если он сумеет пользоваться ими во благо. 

«Мир технологии — это занимательное великое творчество, которое будет служить человечеству. Но только если человек будет сохранять в себе гуманизм, будет ориентироваться на природосообразность и помнить, что наша планета – это наш дом, который необходимо беречь», – подытожила модератор дискуссии, директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова.

 «Я увидел сформировавшихся молодых ребят, которые серьезно относятся к обсуждаемым вопросам и проблемам, – сказал космонавт Александр Калери. – Очень важно, что дети в этой дискуссии были не только слушателями, но и полноценными участниками нашей беседы».

 После дискуссии общение с детьми продолжилось – спикеры провели пресс-конференцию с медиа-отрядом детского лагеря «Лесной».

27.09.2018

Трансформеры, военный оркестр, парад вертолетов и отсчет 100-летия «Артека» - в детском центре открылся III Международный образовательный форум

Сегодня, 27 сентября 2018 года в «Артеке» открылся III Международный образовательный форум. Торжественная церемония открытия прошла на Центральном стадионе с участием 3 тысяч детей начавшейся смены «Добрая воля «Артека» и более чем тысячи гостей, прибывших из различных регионов страны.

Основной идеей церемонии стал призыв к совместному строительству будущего, в котором технологии помогают человеку в познании и творчестве. Машины и гигантские трансформеры соседствовали в шоу с хрупкими детскими образами, что олицетворяло характер вызовов, на которые предстоит искать ответы участникам форума.

Восторг участников церемонии вызвало выступление Краснознаменного ансамбля Черноморского флота и духового оркестра Филиала Нахимовского военно-морского училища г. Севастополя. Кульминацией приветствия черноморцев стал торжественный проход военных вертолетов, символично салютовавших в честь собравшихся.

В ходе церемонии открытия форума был запущен обратный отсчет до 100-летия «Артека», которое будет отмечаться в 2025 году. Юбилейные часы, согласно олимпийской традиции, были заведены за 7 лет до знаменательного события представителями всех лагерей «Артека».

Форум открыли директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак, летчик-космонавт Александр Калери и заместитель главнокомандующего ВМФ России Олег Макаревич.

Алексей Каспржак обратился с приветствием к детям, подчеркнув, что артековцы впервые стали полноправными участниками форума, наравне со взрослыми профессионалами: «Мы решили пригласить на форум тех, кто на самом деле может придумать что-то новое – детей. Я надеюсь, что у нас получится, наверное, самое важное, что требуется человеку – фантазировать, представлять что-то новое вне зависимости от того, что есть в нашем жизненном опыте, в опыте родителей, в памяти и истории», – отметил директор детского центра.  

Гости же пожелали артековцам «уважать прошлое, любить настоящее и быть готовыми сделать будущее еще лучше».

III Международный образовательный форум в «Артеке» продолжит свою работу до 29 сентября. Ребенок и его место в будущем, влияние технологий и рынка труда на образование и общественную жизнь – эти и другие вопросы будут обсуждаться на мероприятии в рамках общей тематики: «Поколение Z: Как будущим взрослым строить настоящее будущее?».

27.09.2018

Делегаты АртекФорума подтвердили важность международного сотрудничества в образовании

Участники Форума «Артек – столица будущего» обсудили вопросы и перспективы международного сотрудничества в сфере образования. В первый день Форума собственным опытом поделились коллеги из Китая, Нидерландов и Монголии. По их мнению, развитие профессиональных связей между специалистами из разных стран играет ключевую роль в глобальном развитии сферы образования.

Менеджер по развитию и признанию программ международного бакалавриата в Европе, Африке и Ближнем Востоке Ведрана Павлетич поделилась опытом внедрения программ в школах и вузах по всему миру. Некоммерческий фонд «Международный бакалавриат», рассказала она, предлагает школам образовательные программы для детей в возрасте от 3 до 19 лет, а их выпускники имеют возможность поступления в аккредитованные вузы без вступительных экзаменов. Сегодня программы международного бакалавриата объединяют 1,4 млн учеников и почти 5 тысяч авторизованных школ в 153 странах мира, и это движение с каждым годом набирает популярность в России.

«Я знаю, что «Артек» реализует совместные бакалаврские программы с вузами-партнерами, эта инициатива уже приносит свои плоды, – отмечает Ведрана Павлетич, – и вижу два возможных варианта развития сотрудничества нашей организации с «Артеком». Первый – школа «Артека» может пройти процедуру авторизации в программе, и тогда ее выпускники смогут поступать в лучшие университеты. Второй вариант – к программе могут присоединиться партнерские университеты, и тогда вожатые «Артека» наряду с дипломами психолога или педагога смогут получать сертификат в области международного образования. Мне кажется, специалист с таким сочетанием компетенций – прекрасный кандидат как для «Артека», так и для любого другого детского лагеря».

Тема российско-китайского сотрудничества в области дополнительного образования стала центральной в выступлении представителей Института лагерей (Китай) Ни Айджун и Дуан Диан. На примере совместной работы педагогов двух стран они подчеркнули определяющую роль международных обменов в развитии глобального движения детских лагерей. Кроме того, они познакомили коллег с системой детских лагерей Поднебесной – сегодня эта отрасль в стране переживает бурное развитие. «Артек» — один из ведущих детских лагерей в мире, и мы хотели бы научиться у ваших специалистов методам работы, которые затем можем внедрить у себя, – считает Дуан Диан. – Кроме того, АртекФорум уже достаточно хорошо известен в России, поэтому мы решили использовать эту возможность, чтобы как можно больше российских педагогов узнали о детских лагерях нашей страны. И, конечно, Форум – это установление новых профессиональных контактов, что для нас очень важно».

Преподаватель кафедры европеистики в Монгольском государственном университете, член руководящего совета негосударственной организации «Дети Монголии» Владимир Павлов на примере детского лагеря «Буянт» представил опыт организации смен и подбора педагогического персонала в детских лагерях страны. «Сейчас в Монголии около 50 детских лагерей, и мы приехали, чтобы перенять опыт российских вожатых и педагогов, познакомиться с методами работы. Очень надеемся, что будут заключены договоры о совместном сотрудничестве между «Артеком» и детскими лагерями Монголии. Мы также хотели бы проводить тематические смены, посвященные русскому языку, ведь владение им открывает большие возможности. Надеемся воплотить эти планы в жизнь при помощи педагогического обмена с «Артеком».

Напомним, АртекФорум продолжит свою работу до 29 сентября. Он объединил полторы тысячи специалистов сферы образования, а его участниками наряду с российскими педагогами стали специалисты из Италии, Ливана, Монголии, Нидерландов и Китая. Также впервые его полноценными участниками стали дети. Артековцы 11 смены представят свое мнение о том, как должно быть устроено образовательное пространство, какими будут отношения ученика и учителя и как будет выглядеть школа спустя десятилетия.

27.09.2018

В «Артеке» подводят итоги конкурса «Открытое образование в открытой среде»

В «Артеке» стартовал очный этап Всероссийского конкурса «Открытое образование в открытой среде». Педагоги представили на III Международном форуме «Артек – столица будущего» 13 методических разработок – квесты, игры, эксперименты. Конкурс объединяет и транслирует новые педагогические идеи. Его миссия – сформировать сообщество педагогов, которые ориентируются в профессии на интерактивные образовательные практики.

В заочном этапе конкурса приняли участие более 500 методических разработок с акцентом на самостоятельную работу детей и метапредметный результат. Авторы 13 проектов получили возможность воплотить свои идеи в «Артеке». Необычные занятия прошли в детских лагерях и в парках, в научных лабораториях и в студиях творчества. Елена Шарикова и Надежда Шкоденко из Самары организовали занятие по ориентированию на Русской поляне. Нина Зайцева из Москвы с детьми создала электронный каталог растений в парке Гартвиса. А Ирина Лебединцева и Татьяна Русских из Екатеринбурга провели урок по истории, обществознанию и литературе в Музее космоса.

Уроки показали: чтобы работать в открытой среде, педагогам необходимо развивать способность оперативно приспосабливаться к изменившимся условиям. Важно не только методическое и профессиональное мастерство, но и такие качества, как лабильность и стрессоустойчивость.

В этом смысле, по мнению жюри, оказался показательным урок Наталии Серженко из Санкт-Петербурга. «Из-за погоды пришлось отменить часть заданий на улице. Было сложно приспособиться к акустике помещения. Но я нашла решение! Нет ощущения, что урок не получился. Наоборот, это вызов, желание быстро адаптироваться и ловить обратную реакцию детей, – рассказала педагог. – 11 лет назад я была вожатой в «Артеке». Это место вызывает во мне бурю эмоций. Поэтому, когда узнала о конкурсе, решение было однозначным – принимать участие с заявкой на победу!»

Жюри отметило высокую вовлеченность детей. «Занятия им понравились! У ребят была возможность не только читать и думать, но еще и двигаться, эмоционально общаться. Информация, прожитая в активной деятельности, усваивается лучше, – поделилась Оксана Петрова, проректор Псковского областного института повышения квалификации работников образования. – Для учителей конкурс – это знакомство с «Артеком» и возможность профессионального развития».

«Интересно, как разработка урока осознанно трансформируется учителем, который попал в образовательную среду «Артека». Как учитель приспосабливает свой урок к среде, в которой он оказался, и как возможности среды этот урок меняют, – отметила Мария Смирнова, заместитель директора по содержанию образования школы N 777 г. Москвы. – Одна из задач конкурса «Открытое образование в открытой среде» – это трансляция опыта. Он должен был максимально доступен учителям «Артека», Крыма и России. Поэтому важно и правильно, что финал конкурса вплетен в программу III образовательного форума в «Артеке».

По итогам конкурса планируется издание сборника материалов с разработками победителей.

27.09.2018

В ходе Церемонии на Центральном стадионе «Артека» состоится запуск обратного отсчета до 100-летия «Артека», которое будет отмечаться в 2025 году.

Открытие деловой программы пройдет в 11.00 в зале «Севастополь» кампуса форума. Сессию возглавит директор детского центра Алексей Каспржак, а почетными гостями станут директор по коммуникациям и связям с общественностью МИА «Россия сегодня» Петр Лидов-Петровский, директор Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Арсений Щельцин, главный редактор издательства «Просвещение» Виктор Акопьян.

В нынешнем году тему форума, который будет проходить до 29 сентября, определяет ребенок и его место в будущем мире: «Поколение Z: Как будущим взрослым строить настоящее будущее»? Форум в целом пройдет в обновленном формате и под новым названием «Столица будущего», объединив в повестке вопросы о том, как технологии и рынок труда меняют образование, с темой социально-экономического проектирования в целом. «Рассматривать будущее образования в ограниченных рамках образовательной отрасли бесполезно. Сегодня следует обязательно учитывать изменения рынка труда, цифровизацию общества, изменение ролей ученика и учителя, в конце концов, то, как меняется сам человек. Это значит, что образовательные задачи должно решать не только наше профессиональное сообщество, а все кто хочет влиять на будущее и занять в нем свое место»,- пояснил изменения в идеологии Форума директор «Артека» Алексей Каспржак.

Программу III Международного Форума в «Артеке» составят 95 мастер-классов, 36 мастерских, 30 круглых столов, 58 лекций. Также ожидаются эксклюзивные презентации исследований и детские культурные акции. В день открытия 27 сентября в 18.30 в режиме телемоста «Санкт-Петербург - Артек» пройдет открытая дискуссия участников форума о будущем образования с финалистами Всероссийского конкурса «Учитель года».

АртекФорум–2018 объединит участников из различных регионов страны и иностранных гостей. В их числе - профессионалы образования, ученые и разработчики перспективных технологий, представители крупнейших брендов, известные медиаменеджеры:

-       Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 г. Москвы;

-       Тимур Жаббаров, генеральный директор Smart Course;

-       Федоров Валерий, генеральный директор ВЦИОМ;

-       Алена Владимирская, руководитель, проект «Антирабство»;

-       Никита Марченков, молодой ученый НИЦ «Курчатовский институт»;

-       Александр Калери, летчик-космонавт, ГК «Роскосмос»;

-       Кристина Потовых, Заместитель Генерального директора МИЦ «Известия»;

-       Павлетич Ведрана, International Baccalaureate Organization;

-       Ни Айджун, президент Оргкомитета Международного конгресса лагерей-2020;

-       Голышенкова Ольга, президент Ассоциации Международной ассоциации корпоративного образования;

-       Ольга Назайкинская, руководитель Центра трансформации образования МШУ «СКОЛКОВО»;

-       Елена Луценко, руководитель образовательных программ «QIWI FINTEEN» КИВИ БАНКа; многие другие.

Эксклюзивным компонентом Форума станет интеграция детей в качестве полноправных участников дискуссий о перспективах образования: ребята смогу представить свое мнение о том, как должно быть устроено образовательное пространство, какими будут отношения ученика и учителя и как будет выглядеть школа спустя десятилетия.

24.09.2018

Телемост соединит финалистов «Учителя года» с Артек-Форумом-2018

27 сентября в 18.30 в режиме телемоста «Санкт-Петербург - Артек» пройдет открытая дискуссия о будущем образования, участниками которой станут финалисты Всероссийского конкурса «Учитель года» и гости III Международного Форума в «Артеке».

«Каким должен быть учитель будущего и школа будущего?» – эта тема станет лейтмотивом обсуждения. Дискуссию проведет директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак.

В студии в северной столице финалисты главного учительского конкурса представят эксклюзивную информацию о ходе состязаний, а также ответят на вопросы участников Форума. На артековской площадке соберутся профессионалы образования и представители отраслей из разных регионов страны. Также будут участвовать дети – как главные благополучатели образовательного процесса. Они откровенно расскажут о взаимоотношениях с учителями и внесут свои предложения о том, как сделать школу интересной.

За текстовой онлайн-трансляцией телемоста следите в аккаунтах Федерального портала «Российское образование»: в ВКонтакте https://vk.com/ruseducation и Facebook https://www.facebook.com/russeducation/

МЕРОПРИЯТИЕ ОТКРЫТО ДЛЯ СМИ.

АККРЕДИТАЦИЯ: +7 916 8042300  press.artek@primum.ru / +7 978 7340444 press@artek.org

20.09.2018

Полная версия интервью заместителя директора по методической работе МДЦ «Артек» Юрия Ээльмаа МИА Россия Сегодня в г. Симферополе

На первом и втором Форуме «Артеку» удалось институализировать сферу детского отдыха и создать профсообщество отрасли. В чем состоит большая системообразующая задача Форума-2018?

– Первый форум «Детский лагерь – новое образовательное пространство» прошел в 2016 году, через два года после того, как  «Артек», войдя в российскую юрисдикцию, начал создаваться как организация на новых основаниях. Мы организовывали сотрудничество с вузами, интегрировали общее образование и дополнительное образование, взаимодействие с регионами и органами управления образованием. Все это сделало «Артек» полноценным участником образовательных отношений и позволило достигать результаты, обозначенные во ФГОС, с использованием новых технологий работы. Мы хотели об этом рассказать и объединить коллег-единомышленников. Таким образом, на первом Форуме мы заявили о себе как о лидере в сфере детского отдыха и попытались стать организатором профсообщества, чтобы вместе определить повестку отрасли.

Второй Форум – это попытка профессионалов со всей страны ответить на вопрос «как»: как развивать внешкольную работу с детьми и интегрировать лагерь в систему общего  образования. Кадры, образовательные технологии, образовательные результаты и эффекты детского лагеря – мы решали вопросы, которые стоят перед любым полноценным институтом образовательной системы. Именно поэтому на втором форуме мы представили «Образовательную программу детского лагеря» – первую программу нетиповых образовательных организаций, реализующих общее и дополнительное образование.

Таким образом, первые два форума имели целью зафиксировать детский лагерь полноценным участником образовательного процесса, а не просто местом отдыха и оздоровления и сформировать под это методическую базу. Но мы понимали, что эффективность лагеря в его новом качестве связана с вопросами, выходящими за рамки институционального образования: как образование вписывается в общественную жизнь, как в процессе образования взаимодействуют разные социальные группы – от детей до предпринимателей, в конце концов, как глобальные изменения в мире повлияют в будущем на образование и человека.

Именно поэтому третий, уже международный, форум в «Артеке» посвящен будущему образования и тому, как его видят разные категории участников образовательного процесса: учителя, вожатые, эксперты, футурологи, сами дети. Собственно, слоган форума так и звучит «Артек» – столица будущего». В новой концепции форума особую роль будут играть дети – они станут полноправными участниками дискуссии. И это принципиально важно: люди, воспитанные в традиционной системе, не чувствующие нерва новых вызовов, не могут полноценно проектировать образование будущего. Развитие системы – это всегда фиксирование дефицитов, от понимания которых можно оттолкнуться. Увидеть это, находясь внутри системы, сложно. Образовательный контекст на форуме расширяется за счет новых треков программы («образовательные технологии», «кадры», «интернет, «творчество», «движение» и др.).

Таким образом, можно выделить две главные идеи нынешнего Форума. Во-первых, изменения в образовании возможны тогда, когда образовательные рамки раздвигаются, когда система оказывается открытой для внешних влияний. Образование не должны проектировать только люди, имеющие опыт прошлого. Ведь они проектируют его для будущего. Во-вторых, большинство профессиональных педагогических мероприятий строится по модели «взрослый – взрослому». Эти форматы у нас тоже будут. Но! Форум проходит во время обычной смены, когда в «Артеке» будет 3 200 детей, и часть из них – дети старшего возраста – станут участниками Форума. Через пять лет они самоопределятся как граждане и члены общества, поэтому сегодня их мнение очень важно. Мы постараемся максимально уйти от монологических форматов на Форуме. Дети будут и слушателями, и участниками панельных дискуссий, и участниками интерактивных мастер-классов и пр. Они будут заняты в 70% событий Форума.

Поколение Z: что нового, зачем и кому вы хотите сказать об этом поколении? Оно изучено достаточно тщательно – какого знания о нем не достает?

– Теорий и исследований поколения Z миллион. Наш форум – это не научно-исследовательский семинар, у него другая функция. Мы проектируем будущее и привлекаем к этому представителей поколения Z, чтобы выйти за рамки конструкций ХХ века. Мы не ставим целью выдать очередное определение поколения Z. Главное для нас – это демонстрация образовательных практик с участием заинтересованных сторон, адекватных поколению Z.

«Артек – столица будущего» этот слоган Форума говорит о том, что вы предлагаете сделать сборку будущего делать через образование. Верно? Почему?

– А другого пути нет. Только через другое образование, не замкнутое. Об этом в 70-е годы замечательно написал Иван Иллич в книге «Освобождение от школ». 50 лет прошло, а ничего не изменилось. Может быть, уже пришло время для реализации этого на практике?..

Почему «столица будущего»? Форум ведь делает не министерство, не фонд какой-то. Несколько лет назад была попытка законодательно вывести детские лагеря в новый вид образования… Сегодня вопрос должен ставиться по-другому: у нас самые длинные каникулы, 3 месяца, они должны использоваться для формирования человека и его включения в общество. Это и происходит в «Артеке». Мы – международный детский центр, самый большой в мире, поддерживаемый государством, в котором реализуются перспективные технологии и практики. И наши профессиональные мероприятия, построены не на очередном обсуждении старых институтов, а на том, что может быть нового в этой области. Поэтому и «столица».

Какой результат вы ждете от Форума?

– Насыщение профессиональной среды новыми смыслами, новые встречи и контакты для специалистов, создание системы отношений для регулярного диалога различных групп общества о том, как через образование можно проектировать будущее. Для «Артека» это ежегодный чек-пойнт промежуточных результатов деятельности организации, в нынешнем году это еще станет частью образовательной программы этой смены для артековцев.

15.09.2018

Телемост «Артек-Форум» – Всероссийский конкурс «Учитель года» (Санкт-Петербург)

27 сентября в 18.00 в режиме телемоста «Артек – Санкт-Петербург» гости Форума станут участниками дискуссии с финалистами Всероссийского конкурса «Учитель года – 2018» о будущем образования.

«Каким должен быть учитель будущего и школа будущего?» – эта тема станет лейтмотивом обсуждения.

Дискуссию проведет директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак.

В студии в северной столице финалисты главного учительского конкурса представят эксклюзивную информацию о ходе состязаний, а также ответят на вопросы участников Форума.

На артековской площадке соберутся профессионалы образования и представители отраслей из разных регионов страны, а также дети – как главные благополучатели образовательного процесса.

За текстовой онлайн-трансляцией телемоста следите в аккаунтах Федерального портала «Российское образование»: в ВКонтакте https://vk.com/ruseducation и Facebook https://www.facebook.com/russeducation/ 

14.09.2018

Директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак назвал важнейшим ресурсом Артек-Форума-2018 возможность обсуждать вопросы развития образования в контексте проектирования будущего страны в целом

Директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак назвал важнейшим ресурсом Артек-Форума-2018 возможность обсуждать вопросы развития образования в контексте проектирования будущего страны в целом, причем не только профессионалами образования, но также широким кругом участников образовательного процесса:

«Рассматривать будущее образования в ограниченных рамках образовательной отрасли нельзя. Сегодня следует обязательно учитывать изменения рынка труда, цифровизацию общества, изменение ролей ученика и учителя, в конце концов, то, как меняется сам человек. Это значит, что образовательные задачи должно решать не только наше профессиональное сообщество, а все, кто хочет влиять на будущее и занять в нем своё место. «Форум в «Артеке» становится открытой платформой, на которой все участники образовательного процесса будут проектировать будущее: анализировать практики и прогнозы, определять в них свое место и интересы и вырабатывать системные решения».

12.09.2018

Дети станут полноправными участниками III Международного образовательного Форума в «Артеке»

Впервые в образовательном Форуме такого масштаба дети станут полноправными участниками. Об этом в преддверии Форума «Столица будущего» рассказал директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак. Артековцы будут заняты в 70 % образовательных событий Форума. Всего в Форуме примут участие свыше 1000 артековцев, находящихся в детском центре в рамках 11 смены. 

Директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак, комментируя обновление состава участников Форума, отметил, что «ландшафт образовательной системы стремительно меняется, и мы обязаны прислушаться ко всем ее звеньям, а значит и к детям». «Форум в «Артеке» – про образование в широком смысле. Наша задача сегодня – спроектировать гипотетические условия, в которых будет реализовываться будущее образования, а дети смогут проанализировать то, что с ними сейчас происходит в плане образования, и рассказать нам о своем видении. Именно они должны «нарисовать» школу, которая будет через двадцать лет. Нарисовать не здание, а понятие», – подчеркнул Алексей Каспржак.

В качестве активных слушателей и участников обсуждений выступят ученики старших классов школы. А дети помладше примут участие в уроках и проектах, которые проведут финалисты конкурса «Открытое образование в открытой среде». Его очный тур пройдет в «Артеке» 25-26 сентября 2018 г. В финал этого Всероссийского конкурса инновационных методических разработок вышли 13 педагогов и студентов педагогических вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Екатеринбурга и Магнитогорска. 

Финалисты конкурса проведут учебные занятия, привлекая детей сменного контингента и школьников младших классов местной школы. Это будут и квесты по истории Крыма, химии, истории космоса, английскому языку. Квест – один из самых любимых образовательных форматов у детей, в нем с азартом участвуют дети с любым уровнем подготовки и смекалки, так как он дает возможность приобрести новые знания в увлекательнейшей форме. В квесте по английскому языку, например, дети должны будут найти корону английской королевы. Будут и другие формы занятий – создание электронного каталога растений пришкольного парка, ориентирование по карте, съемка трейлера про музей «Артека» и пр.

Одним из самых динамичных направлений работы Форума станет тьюторство. В рамках Школы тьюторов профессионалы обсудят индивидуальное сопровождение образовательного и личностного движения школьников (школа будет работать под эгидой Межрегиональной тьюторской ассоциации, НОЦ «Институт инноваций в образовании» и кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ). Главными участниками тьюториалов для школьников станут артековцы. Тьюторы Томского государственного университета научат детей осознанному подходу к построению собственной траектории. Взрослые участники Форума будут здесь лишь зрителями.

«Форум для детей 11 смены станет уникальной образовательной программой. Дети – это главная целевая аудитория форума. И мы надеемся, что на смену стереотипам к ним придут другие форматы и возможности приобретения и реализации знаний», – заключил директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак.

12.09.2018

Спикеры Артек-Форума 2018

Будущее детского лагеря и отрасли детских лагерей в целом на форуме обсудят лидеры сообщества – директор «МДЦ Артек» Алексей Каспржак,  зам. директора по методической работе «МДЦ Артек» Юрий Ээльмаа, генеральный директор «МОСГОРТУР» Василий Овчинников, генеральный директор, ООО «Инкэмп.ру» Елена Рыженкова, исполнительный директор оздоровительно-образовательного лагеря «Ребячий лагерь «Новое поколение» Валерий Долгих, профессор МГПУ Борис Куприянов, зам. председателя Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО Ирина Фришман и другие эксперты.

11.09.2018

Евгений Ямбург примет участие в Артек-Форуме

Почетным участником и экспертом Артек-Форума – 2019 станет известный российский педагог, Директор Центра образования № 109 г. Москвы Евгений Ямбург. Евгений Александрович выступит модератором сессии «Что нового в новых образовательных технологиях?».

10.09.2018

Определены основные направления дискуссий Артек-Форума-2018

В центре Артек-Форума – поколение Z. Попытка осмысления этого поколения и поиск подходов к его развитию будут лейтмотивом всех запланированных дискуссий. Фокусированное обсуждение этого поколения, в частности, пройдет в рамках сессии «Где и как учится поколение Z?»

Одним из главных в повестке станет вопрос образовательных технологий. В профессиональной среде обсуждается множество новаций, в связи с чем соответствующая секция будет называться «Что нового в новых образовательных технологиях?». Новационные кейсы образования и понимания будущих поколений будут обсуждаться в рамках сессии «Фантастические школы и те, кто в них обитают».

Тьюторство обещает стать самым динамичным направлением работы. В рамках Школы тьюторов профессионалы обсудят ндивидуальное сопровождение образовательного и личностного движения школьников (школа будет работать под эгидой Межрегиональной тьюторской ассоциации, НОЦ «Институт инноваций в образовании» и кафедры индивидуализации и тьюторства, МПГУ). Большой интерес ожидается к тьюториалам для школьников, главными участниками которых станут артековцы. Тьюторы Томского государственного университета научат детей осознанному подходу к построению собственной траектории. Взрослые участники АртекФорума будут здесь лишь зрителями.

Перспективы развития детского лагеря будут обсуждаться в рамках направления «Куда ребенок поедет отдыхать завтра?». В частности, участники АртекФорума будут искать баланс между образовательными и рыночными задачами развития отрасли. Эксклюзивный подход «Артека» к построению драматургии и планированию смен будет представлен на круглом столе «Проектный офис, совет смены и драматургия в течение 21 дня: как «Артек» проектирует и реализует программы».

Мастерская психологической службы «Артека» представит свой опыт психологического сопровождения детей в ценностях нового образования. В том числе будет представлена модель службы, система психологической поддержки детей, результаты психологических исследований, проведенных службой в 2017-2018 гг.

В дискуссионную повестку Артек-Форума вынесены вопросы философии современного образования: «Чему необходимо учить детей, чтобы они стали обществом?», «Одаренный = жизненно успешный?», «Нужные книги ты в детстве читал?», и «Как технологии меняют мир детей уже сейчас?». В рамках этих сессий участники будут формировать видение по ценностям, содержанию и направлениям развития образования в будущем.

Подробнее о мероприятиях смотрите в разделе «Программа» http://www.artekforum.ru/program/2018-09-29/

09.09.2018

27-29 сентября в «Артеке» пройдет III Международный Форум «Столица Будущего»

 

27-29 сентября 2018 г. пройдет III Международный Форум в «Артеке». Его главную тему определяет ребенок и его место в будущем мире: «Поколение Z: как будущим взрослым строить настоящее будущее?».

Форум пройдет в обновленном формате и под новым названием «Столица будущего», объединив в повестке вопросы, связанные не только с развитием образования, но и с социально-экономическим проектированием в целом. С нынешнего года АртекФорум сосредотачивается на выработке стратегий развития образования в неразрывной связи с будущим технологий, экономики и рынка труда.

АртекФорум – 2018 объединит более 3 тыс. российских и иностранных участников, в числе которых учащиеся и профессионалы образования, ученые и разработчики перспективных технологий, представители крупнейших брендов, руководители техно- и иннопарков, стартап-академий и венчурных компаний, известные телеведущие и блогеры, а также представители высшего руководства страны и органов управления образованием.

Вместе с яркой командой спикеров они будут отвечать на вопросы о том, как технологии и рынок труда меняют образование, каков инструментарий для встраивания в начавшиеся процессы изменений и как можно управлять изменениями, чтобы извлекать из них максимальную пользу.

«Рассматривать будущее образования в ограниченных рамках образовательной отрасли нельзя. Сегодня следует обязательно учитывать изменения рынка труда, цифровизацию общества, изменение ролей ученика и учителя, в конце концов, то, как меняется сам человек. Это значит, что образовательные задачи должно решать не только наше профессиональное сообщество, а все, кто хочет влиять на будущее и занять в нем свое место», — прокомментировал изменения в идеологии Форума директор «Артека» Алексей Каспржак.

«Форум в «Артеке» становится открытой платформой, на которой все участники образовательного процесса будут проектировать будущее: анализировать практики и прогнозы, определять в них свое место и интересы и вырабатывать системные решения», — заключил директор.

Эксклюзивным компонентом Форума станет интеграция детей в качестве полноправных участников дискуссий о перспективах образования: ребята смогут высказать свое мнение о том, как должно быть устроено образовательное пространство, какими будут отношения ученика и учителя и как будет выглядеть школа спустя десятилетия.

В ходе Форума дискуссии пройдут по следующим направлениям:

1.      КАДРЫ. Кто может научить детей будущему?

2.     HI-TECH. Как технологии меняют мир детей уже сейчас?

3.     ОБЩЕСТВО. Чему необходимо учить детей, чтобы они стали обществом?

4.     ДВИЖЕНИЕ. Как воспитать «внутреннего чемпиона» в каждом?

5.     ТВОРЧЕСТВО. Как находить, поддерживать и развивать таланты?

6.     ИНТЕРНЕТ. Как различать реальное и виртуальное и нужно ли это делать?

В рамках специального трека «АРТЕК 360» будут представлены модели, программы и актуальный опыт МДЦ «Артек».

Всего планируется организовать 95 мастер-классов, 36 мастерских, 30 круглых столов, 58 лекций.

Особенностью Форума станет запуск обратного отсчета до 100-летия «Артека», которое будет отмечаться в 2025 году. На Форуме будут представлены Послы «Артека» — выдающиеся люди, связанные с историей и сегодняшним днем детского центра. На протяжении последующих семи лет они будут представлять имя и ценности «Артека» на мероприятиях в России и за ее пределами.

08.09.2018